Я.Л.Солдадзе билан бўлиб ўтган суҳбатнинг биринчи қисмини эътиборингизга ҳавола қилгандик. Унинг давомини ўқишингиз мумкин.
ВОТ ГЛАВНЫЙ ВОПРОС
У.К: — Хорошо, поговорим о приятном. О чём бы Вы хотели поговорить сами?
Я.Л.С: — Конечно, о сборной Узбекистана.
У.К: — Что вы ожидаете в этом году от нашей сборной?
Я.Л.С: — Как обычно, будут время от времени сборы, будут игры. Ничего нового. Всё как обычно. Сейчас готовимся к игре с Гонконгом. Календарь на год объявили. Напечатали в газетах. А что ещё я бы хотел? Победы в каждом официальном матче. Но прежде всего, хочу развития класса игры нашей сборной до грандов Азиатского футбола. Хочу, чтобы наша сборная стала по игре сильнейшей командой в Азии. Мало ли чего я хочу? Желают ли этого наше руководство футболом. Вот главный вопрос. Обратите внимание. Я не сказал, что желаю в этом году выхода нашего чемпионата на высший Азиатский уровень. Когда наши стадионы в первой лиге не имеют до сих пор электрического освещения, как я могу желать от нашего чемпионата высших достижений. Но от сборной Страны могу ждать таких успехов. Наверно, каждый из нас, от президента Федерации до рядового болельщика желают таких успехов. Надо стремиться к этой цели. Для этого, прежде всего, сборная под руководством М.Касымова должна пробиться в Мундиал и успешной игрой должна там показать достойный футбол. В этом году в каждой официальной игре мы должны выигрывать каждого соперника.
Но прежде всего в каждой игре мы должны повышать класс нашей игры. Для этого надо ставить целью достижение каких-то конкретных задач перед каждой игрой. Какую задачу перед игрой с Гонконгом я бы поставил перед командой? Я заметил что, в двух случаях раскраивается, расклеивается игра нашей команды. ВО-ПЕРВЫХ, когда мы первыми пропускаем гол и проигрываем игру. Касымов в “Бунёдкоре” победил этот мандраж. Проигрывая со счётом 0:2 “Аделаиде” в начале прошлого сезона наши игроки буквально дрались до последнего вздоха, и на последней секунде К.Мурзоев отквитал один мяч. Я думаю, что Касымов и в сборной добьется у ребят бойцовского духа. ВО-ВТОРЫХ, легко выигрывая первый тайм у слабого соперника, во втором тайме мы теряем бойцовский характер и доигрываем матч без азартной борьбы как попало. Так было с киргизами и с таджиками. Ведь заведомо слабый соперник является хорошим партнёром. Можно будет до последней секунды, безудержно атакуя отшлифовывать разнообразные атакующие комбинации в игре с таким соперником. Такую задачу для ”Реала” иногда выполняли клубные команды Китая. При случае потери игрового контроля соперником “Арсенал” не теряет возможности заколачивать как можно больше голов для шлифовки домашних заготовок. Это естественно. Ведь именно превосходство над соперником в атаке решает судьбу матча. В былые времена бразильцы гордились тем, что соперник забивает им, сколько сможет, но они при этом забьют, сколько захотят. Касымов видимо и в “ Бунёдкоре”, и в сборной не ставит перед собой такую задачу. Возможно Шквирин со своими скромными “перворазрядниками” знает и любит вкус атаки. Сборная в прошлом году в официальных играх забила всего на всего пять голов. Это очень мало. Теперь я думаю, Вам ясно стало, что кроме победы в игре с Гонконгом, выходя на поле боевым составом, мы должны ставить задачу безудержно атаковать и забивать много голов.
В Дохе мы в контратаке могли забить ещё два гола. Мы контратаковать не у-м-е-ем. Потому что, с первых дней все соперники “Бунёдкора” намного слабее него и против них не смея атаковать играют в защитный вариант футбола. Не контратакуя они становились чемпионами. Касымов с первых дней «Бунёдкора» приглашал классных нападающих и давал им играть. Они творили атаку.
Я заметил, что мы много работаем над стандартами. Вспомните гол со штрафного удара забитый Хасановым в кубковом матче Л.Ч.А., или гол забитый Иранцам после штрафного удара. У нас остаётся слабым постановка ударов с игровых ситуаций. По крайней мере, у пяти игроков должны быть поставлены стопроцентные удары по воротам с любых дистанций и в любой игровой ситуации. Только ежедневной многочасовой тренировкой и во время сборов, и у себя в клубной команде можно добиться такого результата. Касымов смог показать дисциплинированную, сплочённую командную игру. Теперь надо разрабатывать элементы более скоростной комбинационной игры, и в защите, и в нападении. Я не сказал “в полузащите". Я не оговорился. В любом участке поля мы должны уметь защищаться. Любой игрок должен участвовать в этом. Атаку должны начинать со своей вратарской линии, с каждого выброса мяча с аута. Мы не должны на половину атаковать или на половину защищаться. Мы должны добиться такой цели, что бы в любой комбинации, в любой отрезке игры, на любой части поля, сразу участвовали бы более пять игроков. Перед игроком владеющим мячом должны сразу раскрываться более трёх линий развития, и он должен выбрать из них самую неожиданную, самую острую линию атаки. Эти навыки не выработаешь индивидуальной тренировкой.
ВСЕ РУШАЮТ АРИФМЕТИЧЕСКУЮ ЗАДАЧУ
У.К: — Разъясните, как можно с каждого выброса аута атаковать? Раньше Кадыров, теперь Вы говорите о пяти участников комбинации.
Я.Л.С: — Основа футбола — атака. Всё делается ради атаки. Защищаются ли, отбирают ли мяч, выбрасывают ли мяч с аута, всё делается ради атаки. Ради победы. “Ливерпуль” держал защиту, перепасовывал в своей половине поля ради будущей острой, скоростной атаки на свободном пространстве соперника “Арсенал”. И забил 2 гола. Теперь поговорим насчёт пяти игроков. Игрок А, допустим он защитник пасует В. В, он в данное время является опорным, обрабатывает мяч, потом передвигается вперед на 5 метров, потом пасует мяч на С. В этих комбинациях постоянно участвуют два игрока. А-В, потом В-С. У нас так играют. Хорошо если в это ж самое время D, E, F, каждый в отдельности будет занимать активную позицию, остальные будут пассивными. В данном игровом эпизоде будут задействованы 5 игроков. Это для нас хорошо. Помечтаем, А (Жепаров) получает мяч, потом играя в стенку с В (Хасановым), всё делается в большой скорости, оба — А и В уводя за собой защитников противника в штрафную площадь соперника, В пасует чуть назад в центр на С (Бакаеву). В данное время в освобождённый левый край уже ворвался D (Денисов), который получает пас от С (от Бакаева) под удар с острого угла по воротам. В этом игровом эпизоде участвовали 4 игрока одновременно. Схематично атака будет выглядеть так: А-В-С-D. О пяти участников комбинации в одном эпизоде я и мечтать не смею. Во-первых, Бакаев не отходит назад для созидании атаки. Как это делают Руни, или Бербатов, или Ибрагимович. Во-вторых, Хасанов буквально привязан к кромке поля. Он не уходит в центр срезая угол, как это выполняет, например Рибери. О четырёх игроках я с вами вместе помечтаю.
У нас в этом сезоне будут 5 официальных и 5 товарищеских игр. Суммарно игроки за целый год вместе будут тренироваться примерно 47 дней. Как в этих условиях повысить уровень командной игры на новую ступень? Вообще, сам тренер или кто-то из руководства ставит ли перед сборной такую задачу? Или все решают арифметическую задачу подсчёта очков для поездки в Бразилию. Хорошо, Касымов как любой тренер временщик. Он должен выполнить задачу этого года, иначе все хвалебные речи вмиг превратятся в мат, пере мат. Пресса начнёт вешать всех собак на его имени. И начнут наводить тень наплетен. Он должен решать задачу этого года, этого дня. В любом случае до или после Бразилии его не будет в сборной. Поэтому он не ставит перед собой далеко идущие задачи. Но ведь Талибджанов не временщик. Разрабатывать стратегию развитие игры главной сборной его кровная, должностная задача. Я хочу верить, что наше руководство разрабатывает стратегию перспективного развития игры сборной Узбекистана по футболу.
РЕЗЕРВЫ РОСТА
У. К: — Я думаю, что на эту тему надо поговорить с руководством Центра.
Я.Л.С: — Именно. Я рассуждая об этом с Вами, уверен, что читателей волнует эти вопросы. Поэтому мои фантазии на тему повышения класса игры сборной команды кому-то покажутся интересными. Я считаю, что у нас есть резервы роста.
1. Мне не стыдно повторятся много раз. Надо ставить удары по воротам. Где-то восемь игроков основного состава должны иметь свой коварный, сильный, стопроцентный, игровой удар с любимой дистанции. Инсценируя игровую ситуацию на тренировках во время сборов и в своём клубе надо до совершенства оттачивать этот удар. При желании каждый сможет добиться успехов. Нужна воля и желание. Этот важный, легкодоступный резерв роста нашего футбола лежит на поверхности.
2. Во время Качалина, Якушина у нас был отличный, атакующий футбол. Тогда все блистали. И Красницкий, и Абдураимов, и Малиновский, и Беляков, и даже Мелкумов все блестели. Хотя уровень нашей игры был средним в бывшем союзе. Потом со времён Базилевича, Секеча, помню, прежде всего Фёдорова. Не забуду, как забивали Якубик, молодой Шквирин. Последний раз в краткое время Акрамова мы видели атакующий футбол. После я никого не припомню. За двадцать лет никого не вижу, никого не вспомню. В молодости кто-то блистал, подавал надежду, потом эти таланты чахли, высыхали. Ирисметова, Хамидуллаева с сожалением отмечу среди других. Не думаю, что я буду вспоминать Солиева, Таджиева. Причина лежит в нашем футбольном хозяйстве. У нас неважно атаковать ворота противника в зелёном поле. У нас практикуется массовая атака купля-продажной высоты в не поле зрения болельщиков за футбольными воротами. Поэтому надо создать особые условия для сборной, где бы за сто км. обходили её “продажные” отношения.
В сборной команде надо создать культ победы, культ атакующего футбола. В сборной каждый должен уметь атаковать. Мы должны добиться взаимослияния защиты и нападения. Плавный, естественный переход игры от зашиты в нападение в любой части поля должен проходить в большой скорости. Этого можно добиться сыгранностью игроков всех линий. Отсутствие такого перехода у наших олимпийцев дала себя знать в случае с Амановым. Этот брешь в передаче мяча в игре с Эмиратами был первым шагом в трагическом завершении карьеры Абрамова в сборной. Многофункциональность каждого игрока является залогом успеха в этом плане. По требованию ситуации, каждый должен уметь атаковать. Допустим, Тохтаходжаев перехватывает пас противника, делает рывок с мячом. Ситуацию можно обострить до голевого неожиданным ходом. Но он прерывает комбинацию - отдаёт мяч Хайдарову, сам уходит в пассивную зону назад. Каждый должен иметь опыт игры в нападении и в защите. Со времён Круиффа везде играют в тотальный футбол. У нас защитники не атакуют. Обратите внимание на выражение. Мы иногда подключаемся в атаку, не атакуем. Я многословно, как могу разрисовываю резервы роста нашей игры. Каждая новая тактическая задача требует технического исполнения. Возьмем такой технический приём, как игра в пас. Перепасовка на среднем расстоянии, заброс за спину на ускорение, пас-оставление мяча партнёру на рывке, сильный проникающий пас низом с полувзмаха, накатывание мяча под голевой удар. Можно до утра пересказывать. Скажете, что это всё элементарно. Именно этот элементарный приём как никто другой отменно делают в “Барселоне”. По силе паса, по точности направления и точности времени такие пасы не имеют себе аналогов. Именно здесь, под ногами наших футболистов лежат огромные резервные запасы роста.
3. Десятки тысяч пацанов в десять лет мечтают стать футболистами. Из них единицам удаётся стать ими. Сотни футболисты мечтают играть в сборной. Только у единиц сбываются мечты. Так вот, мы должны оберегать наших футболистов, должны поддерживать физические способности игроков на высоком уровне. В Европе дорожат мастерами футбола. Сравните, как играют Пуйоль и наш Карпенко. Они одного возраста. В нашей сборной должен работать тренер по физ.подготовке высочайшего класса.
Умрзок КАРИМОВ